Расторжение государственного контракта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расторжение государственного контракта». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если заказчик предусмотрел возможность одностороннего расторжения контракта, поставщик также имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ.

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба (ч. 23, ст. 95 № 44-ФЗ).

Возникает вопрос: Если подрядчик выполнил работы в срок и качественно, а заказчик уклоняется от подписания форм КС и оплаты, то заказчик сможет расторгнуть контракт и не платить за выполненные работы?

Нет, по закону такая ситуация невозможна. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины, и не может не оплатить выполненные работы, даже если контракт расторгается.

Расторжение государственного контракта

Заказчик может провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Если выявлены нарушения со стороны поставщика, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке (ч. 10, 11 ст. 95).

В течение трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем расторжении контракта заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Возможны и другие способы уведомления поставщика, например через электронную почту. Главное, чтобы такие способы обеспечивали фиксирование уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (ч. 12 ст. 95).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95).

Информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут, включается в РНП (ч. 16 ст. 95). Если в течение этих десяти дней поставщик, подрядчик или исполнитель успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95). Будьте внимательны! У поставщика есть право на одну-единственную ошибку. Заказчик не отменит свое решение в случае повторного нарушения.

Поставщик, подрядчик или исполнитель со своей стороны также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено подобное право заказчика (ч. 19 ст. 95). Процедура направления заказчику уведомления о решении расторгнуть контракт аналогична процедуре направления такого решения от заказчика к поставщику, описанной выше. Стороны вправе потребовать возмещения ущерба по условиям, приведенным в ч. 23 ст. 95.

По условиям контракта поставщик принял на себя обязательство по оказанию охранных услуг на охраняемых объектах, перечень которых утвержден в приложении к контракту (наличие одного поста, осуществление охраны одним охранником в смену, круглосуточное несение службы).

Заказчик провел проверку оказания услуг, по результатам которой пришел к выводу, что качество оказания услуг не соответствует требованиям государственного контракта.

На основании результатов проверки заказчик издал приказ об одностороннем отказе от исполнения контракта, решение было направлено поставщику и получено им.

Поставщик направил заказчику письмо, в котором сообщил об устранении выявленных нарушений, а также указал, что заказчик нарушил процедуру — односторонний отказ от исполнения контракта условиями контракта не предусмотрен, в связи с чем расторжение контракта возможно только в судебном порядке. Согласно пункту 10.3 контракт может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон. Поставщик считает, что заказчик неправомерно отказался от исполнения государственного контракта.

Суд установил, что условия контракта не предусматривают право ответчика на расторжение контракта в одностороннем порядке без обращения в суд, поэтому отказ ответчика от исполнения контракта в одностороннем порядке является незаконным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2014 № Ф06-16631/2013 по делу № А49-2126/2014).

Контрактом предусмотрено выполнение подрядчиком проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ и их последовательность в соответствии с техническим заданием. Срок начала работ установлен с 18.06.2012, окончание — не позднее 19 месяцев со дня заключения контракта, в том числе подготовка рабочей и сметной документации, строительство и сдача в эксплуатацию жилых домов.

Согласно п. 4.2.2 контракта подрядчик обязался выполнить рабочую документацию в объеме, необходимом для получения разрешения на строительство, согласовать ее с заказчиком и компетентными органами и передать заказчику.

В связи с неисполнением ответчиком обязательств в определенные контрактом сроки истец обратился в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта на основании п. 1 ч. 2 ст. 450 ГК РФ.

Применительно к муниципальному контракту на выполнение подрядных работ существенным нарушением его условий является нарушение сроков выполнения работ. Как установлено судом, исходя из дат оформления документов на передачу части рабочей документации, данные работы по подготовке рабочей и сметной документации выполнены подрядчиком с нарушением срока, установленного контрактом.

При этом в полном объеме рабочая документация подрядчиком на момент рассмотрения спора в суде не изготовлена.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчиком сроков изготовления указанной документации, то есть существенном нарушении условий контракта (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2015 № Ф09-9280/14 по делу № А60-10485/2014).

Также было установлено, что заказчиком был соблюден досудебный порядок — ответчику было предложено расторгнуть вышеуказанный контракт. Требование о расторжении контракта удовлетворено.

Государственный контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке. Главное — придерживаться законодательных норм и правил. Попытки уклониться от исполнения контракта через неправомерное расторжение в одностороннем порядке легко выявляются в ходе арбитражного процесса. Поэтому и поставщикам, и заказчикам лучше изначально добросовестно подходить к исполнению своих обязательств.

  • 5 вопросов о закупках в условиях карантина. Разбираемся с экспертом
  • Регистрация в ЕИС. Руководство для новичков
  • Топ‑10 эффективных способов минимизировать риски при работе с госконтрактами
  • История о том, как один поставщик влез в закупку под другого поставщика и выиграл
  • Электронные торговые площадки: гид для начинающих
  • Соответствие участника закупки единым требованиям

В письме, которое направляется в адрес поставщика с предложением расторгнуть контракт, нужно перечислить:

  1. Дату и номер расторгаемого контракта.
  2. Основание (причину) для расторжения государственного контракта.
  3. Дату, с которой стороны прекращают дальнейшее сотрудничество.
  4. Объем выполненных работ по соглашению на текущий момент.
  5. Обязанность государственного заказчика перечислить оплату по тем работам, которые были исполнены раньше.
  6. Сроки, в которые заказчик должен оплатить услуги поставщика.
  7. Обязательство поставщика вернуть обеспечение исполнения госконтракта.

Уведомление направляется в форме, которая обеспечивает оперативное ознакомление с ним поставщика.

Расторжение контракта по обоюдному согласию не предполагает передачу сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков. Связано это с тем, что вина поставщика в расторжении контракта отсутствует. Также в данном случае расторжение государственного контракта:

  1. Не снимает с поставщика обязанности по исполнению государственного контракта по выполненным работам и оказанным услугам.
  2. Не лишает заказчика права на взыскание штрафа в случае, если поставленные работы, товары и услуги были ненадлежащего качества.

Таким образом, расторгнуть государственный контракт по обоюдному согласию сторон допускается. Для этого требуется составить соглашение и подписать его обеими сторонами. По результатам расторжения контракта сведения о поставщике не передаются в реестр недобросовестных поставщиков.

Расторжение контракта по соглашению сторон на основании Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ( далее – Закон № 44-ФЗ) – это наиболее оптимальный вариант решения несогласованных вопросов.

Статьей 95 ч. 8 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что расторжение контракта происходит в 3 случаях:

  • по взаимному соглашению сторон;
  • по судебному решению;
  • в ситуации одностороннего отказа в соответствии с гражданским законодательством России.

Документ по взаимному согласию возможно расторгнуть только в определенных ситуациях, которые предусмотрены ст. 451 ГК РФ. Причем обстоятельства, которые способствуют этому, должны быть вескими. Назовем типы таких обстоятельств:

  • одна из сторон не нуждается в дальнейшем сотрудничестве, поскольку убеждена в невозможности выполнения определенной задачи;
  • последующее сотрудничество не имеет смысла (снос здания, затопление территорий, принятие запрещающего закона и т. д.);
  • партнер не может к сроку исполнить свои обязательства и предлагает расторгнуть договор, не дожидаясь негативных последствий.

Согласно законодательству, требования, которые предъявляются к оформлению соглашения о прекращении договора, минимальны, а форма стандартна для большинства аналогичных документов.

При оформлении нужно обратить внимание на наличие следующих пунктов:

  • шапка;
  • основная часть;
  • реквизиты.

В шапке обязательно приводят:

  • место и дату подписания;
  • данные сторон и их должности.

Если один из партнеров – частное лицо, нужно написать паспортные данные, юрлицо – наименование компании.

В основной части указывают:

  • причину расторжения – в данном случае это согласие обеих сторон;
  • дополнительные требования партнеров друг к другу (если есть);
  • дату вступления в силу документа;
  • количество экземпляров.

Если в документе не указана дата вступления в силу, по умолчанию прекращение соответствующего договора наступает во время его подписания.

В случае прекращения договора путем подписания соглашения по обоюдному согласию сохраняются условия:

  • предполагающие оговоренные операции (гарантийные обязательства);
  • регламентирующие отношения.

Последствия

На основании ст. 453 ГК РФ единственным последствием для сторон при расторжении документа считается отсутствие взаимных обязательств (за исключением оговоренных гарантийных). Заказчик не вправе внести данные о бывшем партнере в реестр поставщиков из черного списка.

Возможность расторжения в случае одностороннего исполнения предусмотрена ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, при условии что нужные сведения были внесены в контракт в период его заключения. Иначе прекращать договор придется в суде.

Прекращение в одностороннем порядке Закон № 44-ФЗ предусматривает:

  • если в процессе исполнения стало известно, что поставщик не соответствует предложенным в документе требованиям к участникам закупки;
  • когда поставщик дал недостоверные сведения о своем соответствии заявленным требованиям.

Расторжение государственного контракта по 44-ФЗ

Обоюдный отказ сторон от исполнения ранее взятых на себя обязательств возможен в следующих ситуациях:

  1. Невозможность исполнения поставщиком своих обязательств по независящим от него причинам. Такие ситуации именуются форс-мажором. К ним относят: наводнения, землетрясения, войны, снежные бури и тому подобное. Форс-мажорными считаются обстоятельства, которые нарушают работоспособность техники, транспорта, средств связи и так далее.
  2. У заказчика пропадает необходимость в закупке оговоренных товаров или услуг.
  3. Исполнение контракта не представляется возможным из-за действия сторонних факторов.
  4. До заказчика не были доведены соответствующие финансовые средства со стороны государственного бюджета, вследствие чего оплата поставленных товаров или услуг невозможна.
  5. Если срок контракта истек, но заказчик не выбрал весь заявленный объем товара.
  6. Поставщик утратил возможность своевременно выполнить свои обязанности, а заказчик согласен отказаться от контракта.

Допустимо расторгать контракт по взаимному согласию только при наличии веских на то обстоятельств. Такое правило предусмотрено статьей 451 Гражданского Кодекса. Существенными признаются только те ситуации, при наступлении которых раньше контракт вовсе не был бы заключен.

Статьей 452 ГК РФ предусмотрено, что расторжение контракта по достигнутому взаимному согласию между поставщиком и заказчиком должно быть оформлено в письменном виде. Информация о таком документе должна быть в течение трех дней внесена в реестр контрактов. Этот порядок регламентирован статьей 103 44-ФЗ.

Сама процедура расторжения обязательств в таком случае никак не регламентирована. Поэтому сторонам достаточно придерживаться общих рекомендаций, прописанных в Гражданском Кодексе. Процесс будет состоять из следующих этапов:

  1. Одна из сторон разрабатывает текст соглашения. В нем должны быть прописаны реквизиты поставщика и заказчика, номер и дата заключения основного договора, а также причина принятия решения. Форма составления такого документа должна быть аналогична самому контракту.
  2. Документ, подписанный составившей его стороной, направляется оппоненту. Он изучает текст и в случае полного согласия визирует его.
  3. Заказчик вносит сведения об оформленном соглашении в реестр контрактов. В ЕИС должна появиться информация о дате прекращения действия договорных обязательств, основания для расторжения контракта, а также реквизиты оформленного документа. Подробно расписывать причину не нужно. Достаточно указать код «01».

Контракт считается расторгнутым с момента его подписания обеими сторонами. Дата оформления документа должна обязательно указываться в его тексте.

Последствия расторжения контракта по согласию обеих сторон регламентированы 453 статьей ГК России. Главным результатом такой процедуры становится отсутствие взаимных претензий друг к другу.

Все обязательства аннулируются.

Единственным требованием, которое может предъявить заказчик поставщику, становится исполнение гарантийных обязательств на товары или услуги, которые были ранее поставлены в рамках заключенного контракта.

Осуществляется это, как правило, в случаях, когда:

  • сокращаются в соответствии с положениями статьи 161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации доведенные до государственного или муниципального заказчика лимиты бюджетных обязательств, по которым происходит финансирование контракта;
  • контракт не может быть исполнен в полном объеме по причине окончания финансового года для тех государственных и муниципальных заказчиков, которые обязаны полностью закрыть финансовый год на дату окончания календарного года (в контрактах у таких заказчиков указывается, что пролонгация заключенного соглашения невозможна);
  • произошло изменение потребностей самого заказчика при условии, что такая возможность была предусмотрена документацией о проведении закупочного мероприятия, а также при условии, что снижение таких потребностей не превысит десять процентов от цены контракта;
  • если инициатива о неполном исполнении контракта исходит от самого исполнителя. В данном случае заказчик вправе наложить на исполнителя штрафные санкции в соответствии с нормами Постановления Правительства Российской Федерации №1042 от 30 августа 2017 года. Исключение в реализации права наложения штрафных санкций применяется только в тех случаях, когда речь идет о невозможности полного исполнения контракта по причине наступления обстоятельств непреодолимой силы.

Для каждой указанной выше группы случаев для сторон контракта есть свой алгоритм действий.

Заключение контракта предусматривает, что и заказчик, и исполнитель исполнят взятые на себя по нему обязательства в полном объеме. Однако в перечисленных выше случаях такое исполнение может оказаться невозможным. По этой причине, если исполнить контракт в полном объеме невозможно, у сторон есть только два пути разрешения возникшей проблемы:

  • заключить дополнительное соглашение об изменении размера финансовых показателей, на который будет происходить исполнение контракта;
  • заключить соглашение о расторжении контракта по фактическому исполнению, в том числе, если контракт не исполнен на всю сумму.

Дополнительное соглашение об уменьшении суммы исполнения контракта является неотъемлемой частью того контракта, к которому оно готовится. Его заключение происходит в следующих случаях:

  • на основании статьи 161 Бюджетного Кодекса произошло изменение доведенного лимита бюджетных средств, за счет которых финансируется контракт;
  • произошло изменение тарифов (в случае установления платы за исполнение по контракту на основании установленных тарифов, которые регулируются локальными и федеральными нормативными актами), но изменения в размерах доведенных средств не произошло;
  • оплата оказываемых услуг или поставляемого товара по контракту происходит на основании результатов исполнения каждой конкретной заявки, однако, полное исполнение невозможно по причине исчерпания заявленного объема денежных средств;
  • завершение финансового года в организации, что делает невозможным полное исполнение контракта;
  • инициатива заключить дополнительное соглашение исходит от исполнителя по контракту, который не может исполнить взятые на себя обязательства, в том числе по объективным причинам (например, наступление форс-мажорных обстоятельств, предусмотренных в тексте самого контракта).

Дополнительное соглашение, которое подписывается во всех перечисленных выше случаях, следует рассматривать как документ, являющийся неотъемлемой частью контракта. Это связано с тем, что все расчеты будут происходить на основании сведений, указанных в таком дополнительном соглашении.

Расторжение контракта по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 ФЗ № 44)

Указанный документ также является неотъемлемой частью контракта, к которому он составляется, так как все расчеты по такому контракту будут происходить на основании подписанного соглашения о расторжении.

В тексте такого соглашения потребуется указать:

  • данные о контракте, который подлежит расторжению по фактическому исполнению;
  • сумма фактического исполнения контракта;
  • дата расторжения контракта (как правило, это дата последней оплаты по контракту).

Если изменение цены контракта произошло на основании изменения фактического объема исполнения, необходимо указать в приложении тот фактический объем исполненных обязательств по контракту, который был исполнен.

В случае, когда инициатором является заказчик:

  1. Принятие решения об отказе от исполнения контракта. Перед этим возможно проведение экспертизы товара/работы/услуги (ч. 10 ст. 95 44-ФЗ). Это действие является правом заказчика, но не обязательно для выполнения.Если по итогам экспертизы нарушения условий контракта не будут подтверждены, то принятие решения об отказе от исполнения договора невозможно.
  2. Публикация решения в ЕИС (единой информационной системе) (ч. 12 ст. 95 44-ФЗ).
  3. Направление исполнителю контракта вышеуказанного решения заказным письмом по почте, а также через другие каналы связи и доставки в виде телеграммы, факса, электронного письма и т.п.При этом должны обеспечиваться фиксация уведомления поставщика о вручении и информирование заказчика о свершении данного действия (ч. 12 ст. 95 44-ФЗ).

Важно! Датой уведомления считается дата информирования заказчика о том, что уведомление вручено поставщику.

Если же информирование о вручении невозможно или до заказчика не донесли сведения об отсутствии исполнителя по указанному в контракте адресу, дата уведомления наступает спустя 30 дней с момента опубликования решения в ЕИС (ч. 12 ст. 95 44-ФЗ). Само решение об одностороннем отказе вступает в силу, и контракт фактически расторгнут по прошествии 10 дней с даты уведомления (ч. 13 ст. 95 44-ФЗ).

*Пп. 2 и 3 осуществляются не позднее 3-х рабочих дней, исчисляемых со дня принятия решения.

  1. Устранение поставщиком нарушения, которое стало основанием для принятия решения, в 10-дневный срок, отсчитывающийся с даты уведомления исполнителя (ч. 14 ст. 95 44-ФЗ). Когда нарушения не устраняются, следует закономерное расторжение контракта.
  2. Компенсация исполнителем затрат заказчика на проведение экспертизы (ч. 14 ст. 95 44-ФЗ).
  3. Отмена заказчиком решения об одностороннем отказе после того, как были в срок устранены недостатки. При этом расторжение контракта не происходит. Если же нарушения были произведены контрагентом вторично, то отмена невозможна (ч. 14 ст. 95 44-ФЗ).
  4. Включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) при свершившемся факте расторжения контракта (ч. 16 ст. 95, ч. 2 ст. 104 44-ФЗ).

Важно! Сведения о недобросовестном контрагенте будут находиться в реестре и в общем доступе для всех на протяжении 2-х лет (ст. 104 44-ФЗ).

В течение всего этого срока контрагент не сможет участвовать в закупке, так как заказчик имеет полное право включить в заявку требование об отсутствии сведений о нём в РНП (ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ).

  1. Публикация данных о расторжении договора в ЕИС (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ).

В случае, когда инициатором является поставщик:

  1. Принятие решения об отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 19 статьи 95 44-ФЗ.
  2. Направление заказчику вышеуказанного решения заказным письмом по почте, а также через другие каналы связи и доставки в виде телеграммы, факса, электронного письма и т.п.При этом должны обеспечиваться фиксация уведомления заказчика о вручении и информирование исполнителя контракта о свершении данного действия (ч. 20 ст. 95 44-ФЗ).

Важно! Датой уведомления считается дата донесения до поставщика информации о его вручении заказчику (ч. 20 ст. 95 44-ФЗ). Само решение об одностороннем отказе вступает в силу, и контракт фактически расторгнут по прошествии 10 дней с даты уведомления (ч. 21 ст. 95 44-ФЗ).

*П.2 осуществляется не позднее 3-х рабочих дней, исчисляемых со дня принятия решения.

  1. Устранение заказчиком нарушения, которое стало основанием для принятия решения, в 10-дневный срок, отсчитывающийся с даты его уведомления (ч. 22 ст. 95 44-ФЗ).
  2. Отмена поставщиком решения об одностороннем отказе (ч. 22 ст. 95 44-ФЗ).
  3. При свершившемся факте расторжения — публикация заказчиком данной информации в ЕИС (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ).

В случае несоблюдения последовательности и сроков исполнения в течение всего процесса расторжения контракта наступает административная ответственность нарушающей стороны, выражающаяся в штрафных санкциях. Часто нарушает порядок сам заказчик, будучи инициатором расторжения, чему свидетельствуют неоднократные решения УФАС (Управлений Федеральной антимонопольной службы).

Следуя букве российского законодательства, любой из участников контракта имеет право обжаловать решение противной стороны в суде.

Государственный контракт можно расторгнуть, если одна из сторон не соблюдает его условия. Кто и когда может это сделать и в каких случаях у поставщика есть риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков?

Есть четыре основания для того, чтобы расторгнуть контракт (ч. 8 ст. 95 44-ФЗ):

  • по соглашению сторон,
  • по инициативе заказчика,
  • по инициативе поставщика,
  • по решению суда.

Если условия расторжения не описаны в 44-ФЗ, стороны руководствуются Гражданским кодексом. Посмотрим на условия и риски каждого из способов.

Как расторгнуть контракт по соглашению сторон: пошаговая инструкция

Условия

Возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке должна быть прописана в контракте.

Причины одностороннего расторжения должны быть обоснованы. Например, поставщик:

  • указал в заявке неверные сведения о себе или товаре (задекларировал, что поставит товар российского происхождения, а привез китайский),
  • поставил некачественный товар,
  • не приступал к работам или выполняет их слишком медленно (очевидно, что не успеет выполнить ремонт школы к началу учебного года).

Если заказчик проводил экспертизу, она должна подтвердить, что товар не соответствует требованиям контракта. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины и должен оплатить частично выполненные работы, даже если контракт расторгается по его инициативе.

Заказчик за три рабочих дня после того, как принял решение расторгнуть контракт, размещает информацию об этом в Единой информационной системе (ЕИС) и уведомляет поставщика заказным или электронным письмом. Если поставщик за десять дней не устранил замечания, решение вступает в силу. Если устранил, заказчик отменяет свое решение (чч.12-22, ст. 95 44-ФЗ).

Поставщик может только один раз исправить ошибку: заказчик не отменит свое решение, если поставщик повторно нарушил условия того же контракта.

Информацию о поставщике, с которым расторгли контракт по инициативе заказчика, включат в РНП (ч. 16 ст. 95). Кроме того, заказчик вправе потребовать от поставщика возместить понесенный ущерб (ч. 23 ст. 95).

Условия

Поставщик может отказаться исполнять контракт, если такая возможность указана в контракте, а его права нарушены. Он также в течение трех дней уведомляет заказчика о своем решении. Если заказчик за десять дней не устранил нарушения, решение вступает в силу (ч. 21 ст. 95 44-ФЗ).

Причины для расторжения контракта должны быть существенными, например:

  • заказчик необоснованно отказывается принимать товар или оплачивать выполненные работы,
  • обстоятельства непреодолимой силы.

Также можно расторгнуть контракт в связи с существенным изменением обстоятельств.

Но согласно формулировке из ГК, эти обстоятельства должны измениться настолько, что «если стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях».

Как и заказчик, поставщик может потребовать возместить понесенный ущерб. Например, затраты на получение банковской гарантии для обеспечения контракта или закупку партии товара у производителя (ст. 451 ГК РФ).

Риски

Не используйте возможность расторгнуть контракт по своей инициативе только потому, что его условия стали невыгодными.

Финансовые кризисы, изменение курса валют, повышение цен на товары суды не считают обстоятельствами, которые нельзя предвидеть.

Если поставщик решит пожаловаться на условия контракта после того, как приступит к его исполнению, шансов выиграть суд практически нет. А значит, его признают уклоняющимся от исполнения контракта и включат в РНП.

Например, победитель аукциона заключил контракт на поставку краски, но с момента победы до первой поставки производитель поднял цены на 25%.

Поставщик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы. Однако резкий рост цены суд не счел форс-мажором.

Победитель закупки заключает контракт добровольно, а значит согласился на его условия. Выход в такой ситуации один — просчитать все возможные риски до заключения контракта.

Чтобы выявить существующие нарушения исполнения контракта, (ч. 10, 11 ст. 95 Закона 344-ФЗ). Обнаружили нарушение – это повод для расторжения контракта.

Приняли такое решение? У заказчика есть 3 рабочих дня для того, чтобы разместить свое решение в ЕИС и отправить поставщику по почте и обязательно заказным письмом с уведомлением (ч. 12 ст. 95 Закона №44-ФЗ).

Уведомить о своем решении поставщика контрактный управляющий может и по электронной почте. Главное – убедиться, что поставщик о решении знает.

Приняв решение о прекращении договорных отношений с поставщиком, контрактный управляющий, согласно частям 12-22, ст.95 № 44-ФЗ, должен обязательно его об этом уведомить, указав причину.

Не имея на то веские основания, заказчик не может отказаться от оплаты товара или работ по контракту.

Далее закон дает поставщику 10 дней с момента уведомления для устранения нарушений, после чего заказчик обязан отменить свое решение (ч. 14 ст. 95 Закона №44-ФЗ).

Отменить свое решение заказчик может всего один раз. А, значит, у поставщика есть всего одна возможность на ошибку.

Информация о поставщике, с которым расторгли контракт, (ч. 16 ст. 95 Закона №44-ФЗ).

Протокол (вписать нужное) № (значение) от (число, месяц, год)). 2. Взаиморасчёты между Сторонами по контракту № от « » 20 г.произведены с полном объеме.

На момент заключения настоящего соглашения Поставщиком поставлен товар (оказаны услуги, выполнены работы)на сумму ( ) рублей копеек. За поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы)Заказчиком произведена оплата в полном объеме в размере ( ) рублей копеек.
Стороны претензий друг к другу не имеют.

В случае если товар (услуги, работы) поставлен (оказаны, выполнены) не в полном объеме, возможно указать следующее: Поставщик вправе требовать оплаты в полном объеме за фактическое количество поставленного товара (оказанной услуги, выполненной работы), а Заказчик обязан принять иоплатить фактическое количество поставленноготовара(оказанной услуги, выполненной работы).

Внимание При сложившихся на практике ситуациях, когда обязательства стороны не могут выполнить в силу объективных причин, расторжение госконтракта по соглашению сторон – самая безболезненная процедура. Расторжение госконтракта по соглашению сторон по ФЗ-44 происходит на основании письменной договоренности.

В ней обязательно прописываются пункты: -о факте расторжения контракта с указанием его реквизитов, — пункт о взаиморасчетах поставщика и заказчика на момент расторжения контракта с указанием полной стоимости, — фиксируется дата прекращения двусторонних обязательств, — об отсутствии взаимных претензий, — подписи и реквизиты обеих сторон.

Образец соглашения о расторжении контракта, если он исполнен не на всю сумму

В ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.

2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44) установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. В статье 95 ФЗ № 44 подробно описана только процедура расторжения контракта в одностороннем порядке.
Что касается расторжения контракта по соглашению сторон, то в законе просто закреплена такая возможность. Рассмотрим возможность расторжения контракта по соглашению сторон.
Согласно ч. 14 ст. 34 ФЗ № 44 контракт может содержать условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8—26 ст. 95 ФЗ № 44. Также в ст.

В Федеральном законе 44 тоже нет указания на то, что такая информация должна быть внесена в контракт в обязательном порядке.

Таким образом, все ссылки заказчика на то, что разорвать контракт нельзя из-за того что в нем нет указания на возможность это сделать — совершенно неправомерны.

Контракт по взаимному согласию может быть расторгнут только в определенных случаях, предусмотренных статьей 451 ГК РФ. Обстоятельства, способствующие этому, должны быть существенными.

Расторгнуть контракт можно тремя способами:

  • по соглашению сторон;
  • по решению суда;
  • в случае одностороннего отказа.

Первый способ предусматривает, что стороны приняли совместное решение о расторжении контракта. Такое право заказчикам и поставщикам дает ст. 95 Закона о контрактной системе. При этом регламент действий не указан. Поэтому руководствоваться необходимо гл. 29 ГК РФ. В ней говорится о сути этого способа расторжения контракта, порядке процедуры и ее последствиях.

Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Как правило, контракты расторгают по взаимному согласию сторон, когда внешние обстоятельства в ходе его исполнении настолько изменились, что дальнейшее сотрудничество невыгодно никому.

Также возможно расторжение по суду и в случае одностороннего отказа заказчика или поставщика. Последний вариант возможен, если вторая сторона существенно нарушила условия контракта.

Это значит, что для второй стороны ее ущерб превысил ожидаемую выгоду.

Рассмотрим четыре шага, которые нужно пройти, чтобы заключить соглашение о расторжении контракта по всем правилам и не попасть под санкции ФАС.

На первом этапе необходимо определить причину расторжения контракта по взаимному согласию. Конкретного списка оснований для этого закон не содержит. Однако на практике контракты расторгают по следующим причинам:

  • отпала необходимость в закупке (например, после сокращения штата целого отдела госучреждения ему оказались больше не нужны услуги по повышению квалификации для этих работников);
  • поставщик не может исполнить условия контракта по независящим от него причинам (сюда относятся форс-мажоры, возникновение которых компания не предвидела, например, стихийные бедствия, забастовки и т.д.).

Однако если поставщик существенно нарушил условия контракта или вовсе не выполнил свои обязательства, заказчик не вправе пользоваться способом расторжения по согласию сторон. В пример можно привести неоднократный срыв сроков поставки, множественные дефекты товара и т.д.

Даже если госзаказчик не хочет портить репутацию поставщику и согласен расторгнуть контракт по обоюдной договоренности, сделать это он не вправе. Процедуру можно осуществить через суд или в одностороннем порядке.

Последствием станет включение поставщика в реестр недобросовестных (в отличие от взаимного решения).

Почему нужно хорошо подумать, перед тем как расторгать контракт

Когда поставщик нарушает существенные условия — вы расторгаете с ним контракт в одностороннем порядке и подаете сведения в РНП.

Этот документ составляет сторона, которой принадлежит инициатива расторжения контракта. Образца предложения о расторжении контракта по соглашению сторон в нормативно-правовых актах нет.

Оно оформляется в произвольной форме на официальном бланке организации. Целесообразно указать в нем основания для прекращения обязательств.

Также можно приложить образец соглашения на расторжение контракта по 44-ФЗ.

Как лучше расторгнуть контракт: по соглашению сторон или по судуДосрочное прекращение действия контракта в госзакупках происходит часто.

Основные причины — прекращение финансирования или нарушения со стороны исполнителя. Как правило, заказчики расторгают контракты по соглашению сторон или по решению суда.

В этой статье мы расскажем, как применять эти два способа, и покажем 8 главных правил расторжения контрактов.

Расторжение государственного контракта по 44-фз

Ст. 95 44 ФЗ расторжение контракта определяет как возможность прекратить обязательства по государственному договору на основании взаимных договоренностей поставщика и госзаказчика.

При этом основания и порядок действий не установлены.

В связи с этим необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса (ГК РФ), в частности главой 29, в которой описаны суть, механизм процедуры и возможные последствия прекращения обязательств.

Расторжение по соглашению сторон по 44 ФЗ подразумевает, что в процессе исполнения обязательств произошло изменение условий. Из-за этого исполнение всех условий контракта стало менее выгодным, нежели заказчик или поставщик рассчитывал изначально при заключении.

Шаг 1. Определить случаи.

Перечня ситуаций, по причине которых можно расторгнуть договор по взаимному согласию, законодательством не предусмотрено, в отличие от расторжения в одностороннем порядке по 44 ФЗ.

Как правило, к ситуациям, когда стороны договариваются разорвать взаимные обязательства, можно отнести следующие:

  • у госзаказчика отпала необходимость в дальнейшей поставке, оказании услуг, к примеру, сокращение штата сотрудников влечет уменьшение объема услуг по повышению квалификации сотрудников;
  • поставщик далее не может исполнять свои обязанности по договору по не зависящим от него причинам, например, из-за форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, войны, забастовки, что выпадает из нормального развития событий и препятствует своевременной поставке товара или выполнению работ, услуг).

Заказчик не вправе расторгнуть контракт по взаимному решению, если поставщик нарушил существенные условия. К примеру, неоднократное нарушение сроков поставки или поставка товаров ненадлежащего качества. В данном случае он обязан оформить расторжение договора в одностороннем порядке (44 ФЗ) или по решению суда, ведь ненадлежащее исполнение договора ведет к ответственности в виде штрафов, пеней, а также внесению поставщика в реестр недобросовестных (в отличие от взаимного решения).

Шаг 2. Составить образец письма о расторжении контракта по соглашению сторон по 44 ФЗ.

Необходимо документально зафиксировать прекращение прав и обязанностей заказчика и поставщика и отразить их взаимное согласие о прекращении правоотношений. Образец расторжения контракта по соглашению сторон по 44 ФЗ составляется в письменной форме в двух экземплярах, которые имеют одинаковую юридическую силу, по одному для заказчика и поставщика.

Одновременно с этим образец расторжения контракта по соглашению сторон (44 ФЗ) законодательно не установлен, рекомендуем указать следующие данные:

  • контактные данные заказчика и поставщика;
  • вывод о взаимном решении на основании ч. 8 ст. 44-ФЗ, ч. 1 ст. 450 ГК с указанием пункта контракта;
  • объем фактически исполненных обязательств и их сумму;
  • стоимость неисполненных обязательств;
  • срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • отсутствие претензий сторон друг к другу;
  • реквизиты и подписи.

Заказчики обязаны в течение трех рабочих дней направлять сведения о заключении, изменении, исполнении, расторжении контракта, а также о приемке продукции по контракту со дня соответственно заключения, изменения, исполнения, расторжения контракта, приемки продукции (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Информация об изменении контракта или о его расторжении, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в ЕИС в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения или расторжения контракта (ч. 26 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Данная норма противоречит части 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ, где установлен трехдневный срок для размещения такой информации. В части 26 статьи 95 Закона № 44-ФЗ не говорится непосредственно о размещении соответствующей информации именно в реестре контрактов.

В то же время других норм, указывающих на иной раздел единой информационной системы, Закон № 44-ФЗ не содержит.

В связи с этим заказчикам рекомендуется сведения об изменении или о расторжении контракта размещать в реестре в течение одного, а не трех рабочих дней, чтобы обезопасить себя в случае возникновении спора.

Порядок подготовки и размещения в ЕИС отчета об исполнении контракта и его форма определены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093.

Отчет размещается заказчиком в ЕИС в течение семи рабочих дней со следующей даты:

  • оплаты заказчиком обязательств и подписания им документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии — подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;
  • оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии — подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;
  • расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Отчет о результатах исполнения отдельного этапа по контракту должен размещаться в ЕИС каждый раз, когда был подписан документ о приемке. К отчету необходимо приложить не только документы о приемке, но и составленное «внешним» экспертом заключение о соответствии принятой продукции условиям контракта (эти заключения не подлежат размещению в реестре контрактов).

Если оплата производится по решению суда, т.е. по исполнительным листам, то отчет об оплате размещается в общем порядке в ЕИС в течение трех рабочих дней.

Потому что, в случае, когда контракт имеется в Реестре контрактов на сайте ЕИС, после исполнения обязательств сторонами его требуется закрыть как исполненный.

Когда к сумме контракта ещё и заплатили неустойку, то её также необходимо указать.

Как правильно закрыть контракты в конце года, которые заключены согласно п. 1, п. 8, п. 29 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.

2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»? Нужно ли заключать соглашение о расторжении контракта: а) если осталась неиспользованная сумма в пределах 10% от общей суммы контракта; б) если неиспользованная сумма превышает 10% общей суммы контракта? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Полагаем, что, если на день истечения срока действия контракта фактический объем (и, соответственно, стоимость) исполненного контрагентом меньше, чем предусмотрено контрактом, целесообразно расторгнуть контракт по соглашению сторон. Обоснование вывода:Договором, которым в силу п. 8 ст.

Соглашение о расторжении государственного контракта

В случае наступления обстоятельств, которые предусмотрены пунктом 6 части 1 настоящей статьи и обусловливают невозможность исполнения государственным или муниципальным заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из контракта, заказчик исходит из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в том числе продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены. 5.

Как создать информацию об исполнении, расторжении контракта в ЕИС Анастасия Шишова, руководитель аналитического отдела направления «Госзакупки» Чтобы сформировать информацию об исполнении, расторжении контракта, зайдите в реестр контрактов. На вкладке «Исполнение» в выпадающем меню контракта нажмите на пункт «Исполнение (расторжение) контракта». Система откроет страницу, где заказчик вводит информацию.

Вкладка «Общая информация» На вкладке «Общая информация» заполните три блока. Блок «Тип документа» В блоке выберите один из вариантов:

  1. информация об исполнении контракта;
  2. информация о расторжении контракта.

Если выбрали тип документа «Информация о расторжении контракта», то система не отображает поле «Исполнение по контракту/этапу контракта завершено».

Если стороны окончательно исполнили контракт или этап контракта, поставьте отметку «Исполнение по контракту/этапу контракта завершено».

С учетом этого можно выделить следующие варианты ситуаций:1) выполненные работы были переданы заказчику до расторжения контракта;2) результат работ не был принят заказчиком до расторжения, но впоследствии заказчик истребовал результат работ;3) результат работ не был принят и не истребовался заказчиком, однако имеет для него потребительскую ценность;4) результат работ не принят, не истребовался заказчиком и не имеет для него потребительской ценности.

В первом случае ситуация вполне ясна — частично выполненные работы, сданные подрядчиком, подлежат оплате , основанием для возникновения обязанности по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.

  • Хотя специально не уточнялось, является ли сдача части работ основанием для оплаты, судебная практика отвечает на данный вопрос положительно См., напр.: Определение ВАС РФ от по делу N А44-2645/2012; Определение ВС РФ от по делу N А40-161996/2013; Постановление АС МО от по делу N А40-3681/2014.
  • Основанием для оплаты является именно сдача результата заказчику.
  • Если заказчик уклоняется от составления акта приемки, подрядчик может составить такой акт в одностороннем порядке См., напр.: Определение ВС РФ от по делу А84-581/2014; Постановление АС УО от по делу N А76-26622/2013.
  • Акт должен быть составлен до расторжения контракта, поскольку после расторжения обязанность заказчика по приемке работ прекратится Часть 13 ст. Наличие таких сроков позволяет подрядчику направить акт приемки работ до расторжения контракта и в дальнейшем ссылаться на немотивированное уклонение заказчика от приемки работ.

Зачастую заказчик пользуется предоставленной ему возможностью одностороннего отказа от исполнения контракта Статьи 717, 782 ГК РФ.

Несмотря на то что нормы ФЗ «О контрактной системе» предполагают использование одностороннего отказа при нарушении подрядчиком своих обязательств, иногда суды признают такой отказ обоснованным вне зависимости от наличия нарушений См., напр.: Постановление 12 ААС от по делу N А12-1377/2016.

Судебный акт оставлен без изменения кассационной инстанцией.

Частичное расторжение контракта невозможно

Если односторонний отказ был сделан именно по такому основанию, подрядчик вправе потребовать оплаты части работы, выполненной до получения отказа, а также возмещения убытков, причиненных прекращением контракта, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу Статья 717 ГК РФ.

  • Это делает оспаривание одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта со ссылкой на отсутствие нарушений подрядчика перспективным способом защиты интересов.
  • Даже если суд, установив отсутствие указанных нарушений, откажет в иске со ссылкой на ст.
  • 717 ГК РФ, у подрядчика будет возможность не только получить стоимость фактически выполненных работ, но и возместить понесенные убытки.

В случае обоснованности отказа заказчика от принятия работ по акту, направленному до расторжения контракта, последующее расторжение контракта по соглашению сторон делает приемку работ и их оплату по стоимости, оговоренной в контракте, невозможной.

При истребовании заказчиком результата работ подрядчику оплачивается лишь компенсация фактически произведенных затрат, которые обоснованы подрядчиком См., напр.: Постановление ФАС ПО от по делу N А72-2130/2009. 729 ГК РФ к ситуациям, связанным с расторжением государственных контрактов См., напр.: Постановление ФАС СКО от по делу N А32-5211/2008-20/136; Постановление ФАС ПО от по делу N А72-2130/2009; Постановление АС ДО от по делу N А51-22596/2014.

В ряде случаев суды, установив наличие потребительской ценности частично выполненных работ, признавали, что заказчик, не принимая работы, злоупотребляет своим положением более сильной стороны договора, и, применяя п. Сильным аргументом здесь может стать заявление об использовании результата работ заказчиком См., напр.: Постановление ФАС ЗСО от по делу N А70-7763/2010; Постановление ФАС СКО от по делу N А53-856/2009.

Также подрядчик должен будет доказать сам факт выполнения работ.

Чем выше конкуренция, тем ниже стоимость конечного продукта для потребителя.

  • Соответственно, действия по снижению конкуренции должны рассматриваться как нежелательные. Известно, что подряд может предусматривать несколько видов разноплановых работ.
  • Например, для строительства какого-либо объекта подрядчик должен будет снести старый объект, расположенный на соответствующем земельном участке.
  • По понятным причинам заказчик заинтересован в том, чтобы и строительство нового объекта, и снос старого осуществляло одно и то же лицо.
  • Поэтому указанные публичные нужды будут удовлетворяться в рамках одного контракта.

Предположим, что стоимость такого контракта будет 1 000 000 руб., из которых стоимость работ по сносу старого объекта равна 100 000 руб., а оставшаяся сумма — это стоимость работ по строительству нового объекта.

Чем больше и сложнее работы, тем меньше круг потенциальных подрядчиков, которые могут взяться за их выполнение.

  • Наверняка строительство нового объекта способно обеспечить гораздо меньшее количество субъектов, чем снос старого объекта.
  • Соответственно, увеличивая количество работ в рамках договора подряда, мы тем самым уменьшаем круг потенциальных подрядчиков для каждого отдельного вида работ, а соответственно, уменьшаем и конкуренцию в отношении конкретной закупки.
  • Таким образом, если в начальном варианте стоимость сноса старого объекта равна 100 000 руб., то при осуществлении закупки только этой работы, за счет увеличения конкуренции, стоимость такой работы могла бы упасть условно на 20 000 руб.
  • Ведь снос объекта в большинстве случаев требует гораздо меньше усилий, чем строительство нового.

Теперь представим, что имеется организация, способная выполнить только работы по сносу и не способная выполнять остальные работы.

В силу условий она фактически лишена возможности участвовать в закупке. После заключения контракта подрядчик выполняет часть работ в виде сноса старого здания и требует от заказчика 100 000 руб.

Хотя мы знаем, что при отдельной закупке этой работы ее стоимость за счет увеличения конкуренции составила бы 80 000 руб. Возможна ситуация, когда после оплаты этой части работ подрядчик продолжит исполнять контракт до конца и завершит его надлежащим образом.

Кроме того, последующий подрядчик, в случае его привлечения к оставшейся части работ, будет связан с решениями предыдущего заказчика, что может повлиять на увеличение стоимости работ, а также на ограничение числа потенциальных последующих подрядчиков, поскольку не все могут быть в состоянии осуществлять работу на базе предыдущего подрядчика.

  • Наиболее ярким практическим примером негативных последствий такой ситуации является печально известное строительство футбольного стадиона в Санкт-Петербурге к Чемпионату Мира 2018 г.
  • Разные источники указывают датами начала строительства 20 г. арена была готова немногим более чем на 30%, притом что значительная сумма из запланированного бюджета на ее строительство к этому времени уже была израсходована

Представляется, что такая ситуация не могла бы возникнуть, если бы практика исходила из недопустимости оплаты частично выполненных работ.

Подрядчик был бы вынужден доделывать работу на ранее согласованных условиях, поскольку в противном случае он бы вообще лишался какой-либо оплаты.

  • Другой пример, связанный с частичным выполнением работ, можно проиллюстрировать на следующем деле.
  • Был заключен контракт на ремонт автомобильной дороги, который в связи с просрочкой подрядчика был расторгнут в судебном порядке .
  • Однако до расторжения контракта заказчиком было подписано несколько актов приемки частично выполненных работ, которые заключались в том, что подрядчик снес старую дорогу, на месте которой планировалось построить новую.
  • После чего к заказчику был предъявлен иск об оплате таких работ Дело N А12-40526/2015 // Архив АС Волгоградской области. 10 ГК РФ суд отказывает в защите права, если оно осуществляется в обход закона.
  • В данном деле, на наш взгляд, достаточно наглядно проявилось утверждение, что частичное выполнение работ не может рассматриваться как частичное удовлетворение интересов заказчика. Здесь по аналогии можно привести практику отказа во взыскании стоимости выполненных работ, не предусмотренных контрактом См.: Постановление Президиума ВАС РФ от по делу N А40-37822/12-55-344; Постановление Президиума ВАС РФ от по делу N А23-584/2011; Определение СКЭС ВС РФ от по делу N А77-602/2013; Определение СКЭС ВС РФ от по делу N А60-7371/2014; Определение СКЭС ВС РФ от по делу N А51-38337/2013.

Ведь вместо новой дороги, в результате частичного исполнения, заказчик просто лишился старой дороги, то есть его положение даже ухудшилось по сравнению с тем, которое было до исполнения контракта. Позиция о необходимости оплаты частично выполненных работ строится на мнении, что подряд предусматривает встречную обязанность по типу «результат работ» — «оплата».

Можно ли в данном случае утверждать, что фактически принятые работы представляли для заказчика какую-то ценность? Схема частичного выполнения работ вполне может использоваться и при сговоре заказчика с подрядчиком, для ограничения конкуренции и фиктивного увеличения стоимости части выполненных работ. Однако понятно, что интерес заказчика состоит не только в получении результата, он выражается и в других благах. Возражая против иска подрядчика о взыскании стоимости выполненных работ, заказчик указывал, что в соответствии с договором оплата должна производиться после предоставления подрядчиком банковской гарантии.

Закон № 44-ФЗ ссылается на гражданское законодательство, но не указывает, какие именно нормы Гражданского кодекса являются основанием для одностороннего отказа от исполнения госконтракта.

В связи с этим Минэкономразвития и Антимонопольная служба рекомендуют заказчикам включить в госконтракты несколько таких оснований (письмо Минэкономразвития РФ № 324-ЕЕ/Д28И, ФАС РФ № АЦ/9777/16 от 18.02.2016). Перечень из письма не является закрытым — контролирующие органы лишь привели наиболее распространенные из них.

Их наличие или отсутствие в тексте контракта никак не повлияет на возможность его расторжения. Эти основания рекомендуется включить в документ лишь для удобства сторон, чтобы они имели представление о возможных причинах для одностороннего расторжения госконтракта.

Если проштудировать Гражданский кодекс, то в нем можно найти множество оснований для расторжения договоров разных типов в одностороннем порядке. Далее рассмотрим наиболее распространенные из них.

Для расторжения договора купли-продажи существуют следующие основания:

  1. Продавец отказывается передать покупателю товар или его принадлежности (пункт 1 статьи 463 и абзац 2 статьи 464 ГК РФ).
  2. Товар содержит неустранимые недостатки либо недостатки, которые нельзя устранить без больших затрат (финансовых или временных), либо недостатки, выявленные неоднократно, в том числе после их устранения, а также иные недостатки подобного рода. Наличие таких недостатков является существенным нарушением поставщиком требований к качеству товара (пункт 2 статьи 475 ГК РФ).
  3. Продавец отказывается в разумный срок доукомплектовать поставленный товар (пункт 1 статьи 480 ГК РФ).

Договор поставки можно расторгнуть в одностороннем в порядке на основании статьи 523 Гражданского кодекса. Это следующие случаи:

  • поставщик поставил товар с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый срок;
  • поставщик неоднократно нарушил сроки поставки;
  • заказчик неоднократно нарушил сроки оплаты;
  • заказчик неоднократно допустил невыборку товара.

Что касается договора возмездного оказания услуг, то в соответствии со статьей 782 ГК РФ, любая из сторон имеет право отказаться от исполнения своих обязательств.

Но есть условие — издержки второй стороны должны быть возмещены.

Заказчик может расторгнуть договор по своей инициативе, если оплатит фактически понесенные исполнителем расходы, а исполнитель — если возместит убытки заказчика.

Рекордсменом по количеству оснований для одностороннего расторжения является договор подряда. У заказчика они таковы:

  • если подрядчик своевременно не приступил к исполнению своих обязательств по договору либо скорость его работы говорит о том, что закончить в установленный срок он явно не успеет (пункт 5 статьи 709 ГК РФ);
  • если подрядчик в назначенный срок не устранит недостатки, которые свидетельствуют о том, что работа будет выполнена ненадлежащим образом (пункт 2 статьи 715 ГК РФ);
  • если подрядчик отступил от условий договора или допустил при исполнении работы недостатки и не устранил их в разумный срок или же эти недостатки являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ);
  • если заказчик просто решил расторгнуть договор подряда до тех пор, пока ему не сданы результаты работы (статья 717 ГК РФ). При этом он должен уплатить подрядчику стоимость выполненной работы и возместить убытки, которые повлечет расторжение договора, в пределе разницы между ценой контракта и суммой, выплаченной за исполненную работу.

У подрядчика тоже есть основания расторгнуть договор подряда в одностороннем порядке:

  • если заказчик не согласен повысить цену контракта из-за необходимости дополнительных работ (пункт 5 статьи 709 ГК РФ);
  • если заказчик отказывается увеличить цену из-за того, что возросла стоимость материалов, оборудования либо услуг субподрядчиков и это нельзя было предвидеть при заключении договора (пункт 6 статьи 709 ГК РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *