Федеральный закон «Об опеке и попечительстве с последними правками
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный закон «Об опеке и попечительстве с последними правками». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Состоит ФЗ №48 из следующих глав:
Номер главы | Количество статей и их нумерация | Описание |
---|---|---|
1 | 5 (1-5) | Общие моменты |
2 | 4 (6-9) | Задачи и полномочия, назначенных сотрудниками ООП опекунов и попечителей. |
3 | 7 (10-16) | Правовой статус лиц, обеспечивающих опеку или попечительство, и особенности их назначения. |
4 | 7 (17-23) | Защита имущества подопечных |
5 | 5 (24-28) | Ответственность уполномоченных лиц |
6 | 2 (29-30) | Аннулирование опеки или попечительства |
7 | 1 (31) | Государственная поддержка |
8 | 1 (32) | Вступление в силу закона |
Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» с последними правками
Перед органами опеки стоят следующие задачи:
- Защитить интересы людей, над которыми установлена опека или попечительство.
- Следить за добросовестным выполнением долга по уходу за нуждающимися гражданами опекунами и попечителями, а также учреждениями, за которыми закреплены аналогичные обязанности (детскими домами, приютами).
- Контролировать сохранность имущества подопечных.
Критерии к кандидатам в опекуны закреплены в ГК и СК. При необходимости органы опеки вправе подать запрос на получение дополнительной информации из МВД, больниц и прочих организаций. Требовать с человека, желающего осуществлять опеку над нуждающимися гражданами, сотрудники ООП вправе лишь справки, которые он может взять самостоятельно, согласно законам Российской Федерации. После утверждения кандидата к нему придут представители органов опеки для экспертизы жилищных условий. Если не будет выявлено особых недочетов, то начнется фаза оформления документов для установления опеки. Оплачивает дальнейший процесс государство.
Опекунами первой очереди являются близкие родственники (братья, сестры, бабушки, дедушки, родители). При наличии разногласий между опекаемым и предполагаемым кандидатом в опекуны сотрудники ООП предоставят попечителя на определенное время (до решения конфликта между сторонами). Всего под опекой одного уполномоченного представителя может быть 1 гражданин. Исключением являются случаи, когда в уходе нуждаются сестры или братья, так как разлучать их запрещено законом.
На поиск опекунов у ООП есть 1 месяц. Если необходимого кандидата не удастся найти, то опекунские права и обязанности возьмет на себя попечительский орган по месту проживания нуждающегося в уходе человека. Опекаемого гражданина передадут на попечение в специализированное учреждение.
Согласно 13 статьи ФЗ, назначается опекун по ходатайству подростка или его родителей в таких ситуациях:
Лица | Описание |
---|---|
Родители | • Мать и отец вправе написать заявления о предоставлении временной опеки их ребенку. В нем указывается выбранная кандидатура и срок предоставление опекунских прав. • Родители могут перестраховаться и написать заявление о предоставлении опеки над ребенком 3 лицу в случае их смерти. При этом указывается вся необходимая информация о кандидате. |
Ребенок, достигший 14 лет | Нуждающийся в попечительстве подросток (старше 14 лет) может самостоятельно написать заявление, указав в нем желаемого попечителя. |
Составленное неправильно заявление может быть отклонено уполномоченными органами. Если кандидат уже утвержден и началась процедура оформления документов, то сотрудники ООП не вправе безосновательно останавливать процесс. Уполномоченный представитель будет обязан выполнять свои обязанности, озвученные в договоре, бесплатно и добросовестно.
Закон об опеке и попечительстве
Действия, направленные на уменьшение доли имущества и ее стоимости, требуют получения предварительного согласия от органов опеки. Получить одобрение или отказ опекун может в течение 2 недель с момента подачи запроса. Отклонение прошения сотрудники ООП должны аргументировать. Их согласие даст возможность осуществить сделку. Оспорить отказ или одобрение может прокурор, лица, имеющие свой интерес в данном деле, или сам человек, назначенный выполнять опекунский долг.
Если уполномоченные лица выявят сделку, совершенную без одобрения ООП, подопечный вправе обратиться в органы опеки или напрямую суд (при частичной дееспособности) с ходатайством о возврате имущества. Выявленные в ходе судопроизводства корыстные цели станут основанием для вынесения вердикта о возвращении имущества и денежных средств. Убытки должен будет покрыть гражданин, обязанный ухаживать за подопечным.
Основания для отстранения уполномоченного лица приведены в 29 статье ФЗ №48:
- Смерть одной из сторон.
- Окончание срока действия договора.
- Плохое исполнение обязанностей. Под данную категорию подходят такие моменты:
- злоупотребление обязанностями;
- преследование корыстных целей;
- недобросовестный уход.
- По собственному желанию опекуна при наличии веских оснований:
- плохое состояние здоровья;
- уход за больным родственником;
- вынужденный переезд.
Общие понятия, права и обязанности сторон, а также другие нюансы приведены в 48 ФЗ об опеке. Первая редакция документа была утверждена в 2008 году. В связи с изменениями и развитием системы опекунства, закон регулярно обновляется и дополняется новыми пунктами. В частности, последняя поправка была внесена в 2018 году.
Дополнительная информация! Данные об актуальных изменениях, а также новая действующая версия закона присутствуют на официальном сайте Госдумы.
Участие в установлении и осуществлении и завершении действия опеки регулирует, также и Семейный кодекс. При этом, нормы, содержащиеся в этом или других законах не должны противоречить основному ФЗ № 48.
Выполнение всех предписаний, обязанностей и функций, связанных с опекой, контролируются специальными государственными органами. Независимо от того, является ли представитель физическим лицом или это организация, регулирование их деятельности осуществляется:
- ФС по надзору в сфере образования и науки;
- Органы местного самоуправления.
Важно: при выполнении этой миссии, эти организации основываются на таких нормативных документах: Конституция РФ, ГПК, Семейный Кодекс.
Функции органов контроля, выполняются по определенному алгоритму, в сроки, указанные законом. К примеру, представители надзора должны регулярно проверять условия жизни подопечного, соблюдаются ли его интересы, состояние его имущества. Также контролируется расход средств, предоставляемых ребенку государством или из других источников.
Также контролирующие органы должны вовремя реагировать на информацию, касающуюся угрозе жизни или здоровья подопечного, ущемлению его прав и интересов. Такая информация может поступать от других родственников, соседей, школьных учителей и т.д.
Важно! Обратиться в орган контроля может и сам подопечный. Таким образом он может обжаловать действия или их отсутствие своих опекунов.
Согласно законодательству, основанием для такого события могут быть такие причины:
- наступление совершеннолетия (или иного события, свидетельствующего об окончании опеки);
- смерть одной из сторон;
- завершение срока действия акта, согласно которому производится опека;
- отстранение или освобождение человека от функций;
- при переходе обязанностей другому лицу;
- по просьбе одной из сторон;
- по инициативе органа опеки (в связи с противоречиями интересов сторон).
Также опека прекращается, после достижения подопечным возраста 14 лет. При это, опекун автоматически принимает статус попечителя. Отличия между этими двумя понятиями в мере прав и возможностей опекаемой стороны. С наступлением 14 лет, ребенок приобретает больше возможностей, в вопросах реализации своих прав.
Фз об опеке и попечительстве в 2020 году
Согласно Законодательству РФ, надзор за подопечными контролируют государственные попечительские организации.Регламент организации обязательно имеет статус – органов опеки и попечительства, руководствуется правовыми нормативами при работе.
Чтобы подобрать граждан для ухода и подготовить опекунов, представители опекунских организаций вправе потребовать помощь у местных органов самоуправления. Возможно взаимодействие с медицинскими организациями, общественными учреждениями.
Школы, детские сады, соцприюты, медучреждения могут использовать полномочия попечительских органов для обнаружения детей, взрослых, нуждающихся в опекунском уходе. Эти же организации имеют правонайти опекунов, провести их обучение, подготовку.
ФЗ №48 регулирует деятельность опекунов и попечителей.Основные требования к опекающим прописаны вГражданском, Семейном кодексах РФ. В компетенции представителей государственных попечительских органов – осуществление запросов в полицию, медицинские учреждения и другие организации для установления особенностей личности потенциального попечителя.
В первую очередь на роль опекуна или попечителя рассматривают близких родственников: мать, отца, бабушку, дедушку, брата, сестру, родных дядю или тетю. При появлении разногласий между опекаемыми одного попечителя, опекунские органы должны предоставить каждому гражданину, нуждающемуся в уходе, временного попечителя до разрешения споров.
За подопечным может ухаживать только один человек. Один гражданин осуществляет уход только за одним человеком, исключением являются ситуации, когда под опеку отдаются братья или сестры.
Больше опекающих может быть оформлено при исключительных случаях государственными попечительскими органами. При этом все они должны будут защищать правапатронируемого в равной мере. Ответственностьзаоказание медицинской помощи, предоставление образования, воспитания должна распределяться между опекающими равномерно.
При назначении опекунов нужно руководствоваться Семейным и Гражданским кодексом РФ. Чтобы найти опекуна, у органов опеки есть месяц. Оформиться может человек, подавший заявление письменно или согласившийся с назначением на должность.
Если человека для ухода не находят за месяц, функции опекающего выполняет попечительский орган, территориально расположенный в месте проживания гражданин, нуждающегося в опекунском уходе.
При определении опекаемого в специальные учреждения на обучение, лечение, получение социальной помощи, опекун не прекращает выполнение своих обязанностей. Опекаемого человека иногда помещают на проживание в специализированное учреждение, при этом функции опекуна, попечителя возлагаются на представителей этой организации.
Данный документ может быть оспорен в судебном порядке родственниками гражданина, нуждающегося в опекунском уходе. В соответствии с Федеральным Законом, если попечительские органы не назначили вовремя опекуна или попечителя и этим нанесли вред гражданину, возмещается.
Практикуется назначение временного опекающего, если это вынуждают сделать обстоятельства. Как постоянно, так и временно для опеки оформляется совершеннолетний опекун, дееспособный. Потенциальный патрон должен представить удостоверение личности и позволить обследовать личное жилье, чтобы установить, может ли в нем проживать опекаемый. Собирать остальные справки не нужно.
Опекуны и попечители, исполняющие обязанности временно, имеют те же права и обязанности, что и постоянные. Исключение составляют сделки с имуществом подопечного. Временно оформить под опеку можно на два месяца.
Претендовать на имущество опекуновграждане, получающие опекунский уход, не могут. Как и опекающие – рассчитывать на то, что алиментные выплаты, пенсии, пособия подопечных перейдут к ним в собственность.
Человек, выполняющий опеку, принимает на хранение имущество подопечных (исключение – частично недееспособные), от других граждан, составляя опись.
Два экземпляра списка составляют попечительские государственные органы на глазах заинтересованных лиц и представителей власти. Документ должен быть подписан всеми присутствующими, один акт описи остается опекуну, второй – хранится в документах опекаемого.
Если по отношению к собственности патронируемого заключен договор доверительного регулирования пользованием, передавать его опекуну или попечителю не нужно. Опекающийможет требовать возврата имущества опекаемого, если им пользуются третьи лица незаконно.В обязанности опекуна входит забота об имуществе подопечного.
Основные надзирающие действия выполняет орган опеки и попечительства. Представители попечительской организации проверяют условия проживания опекаемых, степень сохранности их собственности.
Предлагаем ознакомиться Федеральный закон О пожарной безопасности
Пожаловаться на опекунов в органы опеки могут сами подопечные, а также другие граждане: представители образовательного, медицинского, социального учреждения.
Напомним, что сегодня Семейный кодекс устанавливает запрет на приём ребёнка в семью гражданами, которые лишены родительских прав. Между тем выписка из решения суда о лишении или ограничении, а также восстановлении в родительских правах и отмене усыновления направляется судом только в ЗАГС.
- А между компетентными органами нет механизма обмена сведениями о лицах, которые не могут быть усыновителями, опекунами и попечителями.
- Как рассказала Елена Куликова, представитель Минпросвещения России, в случае принятия закона на суд будут возложены обязанности направлять выписки из решения о лишении (ограничении), восстановлении (отмене ограничения), а также отмене усыновления по вине граждан в органы опеки и попечительства.
- Такая инициатива позволит вести учёт вышеперечисленных лиц посредством внесения указанной информации в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
- В чёрный список усыновителей попадут те, кто лишён родительских прав или ограничен в них; опекуны, отстранённые органами опеки и попечительства за ненадлежащее исполнение возложенных на них законом обязанностей.
- Елена Куликова отметила, что законопроект прежде всего направлен на защиту прав и интересов детей, чтобы исключить случаи передачи ребёнка на воспитание в семьи лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, утратив это право.
Владимир Владимирович Путин подписал закон о том, что родители могут заранее назначить ребенку опекунов при их совместной смерти. Напомним, раньше было возможно составить такой документ только при смерти одного из родителей.
Согласно законопроекту Минпросвещения стать опекуном несовершеннолетнего в 2019 году не так просто. В новом году изменения коснулись разных сфер. Рассмотрим их по порядку:
- Не более 4 детей. Этот пункт законопроекта вызвал больше всего возмущения со стороны приемных родителей. Он гласит о том, что в семьях не может быть больше 3 несовершеннолетних, в совокупности как кровных, так и усыновленных. До этого года нормой считалось 8 детей в одной семье, хотя это скорее относилось к рекомендации, так как можно привести в пример много семей, где детей гораздо больше. Таким образом, в детских домах будет оставаться большее число воспитанников, жизнь которых еще с младенчества будет испорчена. Исключения допустимы, например, при неразделении родных братьев и сестер, детей супруга/супруги от бывшего барка могут. В подобных ситуациях могут разрешить в одной семье иметь 5 и более воспитанников. Материальное положение не играет никакой роли.
- Один воспиатнник в год. Если вы бездетная семья и хотите испытать счастье от большой семьи, то придется выжидать время, так как оформить опекунство можно не более чем на 1 человека в год. Но исключения, как и в предыдущем случае допустимы.
- Прохождение психолога. Если до 2019 года можно было добровольно отказаться от психологических тестов и бесед, то сегодня это обязательная мера, если вы хотите оформить опеку. И в большинстве случаев документ, который выдает доктор, будет решающим в принятии решения дать позволение на попечительство и опеку или нет. Помимо этого посетить кабинет психолога должны все члены семьи, которые будет проживать с усыновленным на одной территории. Социально психологическое обследование – обязательная мера для усыновителей.
- Получение разрешения на переезд. Если вы оформили опеку, то приняв решение переехать, должны будете получить разрешение от органов. Раньше достаточно было предупреждения, сегодня же их разрешения нельзя перевезти несовершеннолетнего.
- Отличное здоровье. Если раньше усыновители не могли иметь злокачественные опухоли и туберкулез открытой формы, то в новом законопроекте к этим болезням добавляется ВИЧ и гепатит С. Казалось бы, что есть смысл в этом требовании, но не позволяется воспользоваться опекой даже людям, у которых инфекционные заболевания не передаются в бытовых условиях и хорошо контролируются медицинскими препаратами.
Евгения Соловьева, президент организации усыновителей «День аиста» считает, что все пункты нового законопроекта совершенно необоснованные. Она даже не может прокомментировать их, лишь говорит: «Там что ни предложение — то перл. Даже не могу сейчас всерьёз обсуждать их».
Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ Об опеке и попечительстве
Установить опекунство можно в следующих случаях:
- возраст до 15 лет;
- смерть родителей;
- лишение родительских прав отца и матери;
- поспавшие без вести родители;
- родители, которые не проживают с ребенком на одной территории и не принимают участия в его воспитании.
Если вы решились в новом году стать родителями и оформить опеку, необходимо посетить местные органы попечительства с необходимыми документами:
- заявление;
- справка с места работы, с указанием заработной платы за 2018 год;
- выписка из домовой книги;
- справка, полученная в ОВД;
- свидетельство о заключении брака;
- медицинская справка о состоянии здоровья;
- письменное согласие на усыновление всех домочадцев, кому старше 10 лет;
- справка из ПФРФ.
В некоторых случаях могут потребовать и дополнительные документы. После подачи заявления представители опеки вашего города в течение 3 дней должны проверить ваши жилищные условия.
Общая проверка составляет 7 рабочих дней, за этот период работники центра проверяют уровень жизнь, состояние здоровья, доход.
После многочисленных проверок человек получает на руки заключение, где прописан отказ или разрешение на усыновление несовершеннолетнего. В случае отказа должны быть указаны его основания.
Если же вы получаете разрешение, то со всеми документами нужно обратиться в центр опеки своего города. Они повторно изучают ваши документы, процесс принятия решения занимает не больше 10 дней.
Последние изменения в законе об опеке произошли 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 220. Изменения произошли в ст. 13 ФЗ 48, в части 2.
В этой статье написано, что родители могут на время назначить ребенку опекуна, если считают, что в определенный период не смогут выполнять свои обязанности.
Согласно изменениям, в случаях, если один из родителей ребенка или оба знают о приближении своей смерти, они могут подать в органы опеки заявление о назначении ребенку опекуна после их смерти. Опекун может быть выбран родителями и должен быть уведомлен об их решении.
Родители могут изменить свое решение, подав повторное заявление с оформленными изменениями. Такое заявление обязательно должно быть подписано и датировано. Подпись должна быть удостоверена руководителем органов опеки или другим лицом с похожим статусом.
Согласно 1 статье описываемого закона, он регулирует сферу назначения опекунов и попечителей соответствующими органами. Этот закон регулирует их правоотношения.
В статье 9 написано, что все обязанности и полномочия органов опеки регулируются 35 статьей Гражданского Кодекса РФ. В случае, если подопечный переехал в новое жилье, орган опеки в течение трех дней направляет его дело в орган опеки на территории нового места жительства подопечного. Полномочия новый орган опеки по делу подопечного получает в момент приемки личного дела.
В ст. 12 описана предварительная опека. В случаях когда несовершеннолетнему лицу срочно необходимо назначить опекуна, органы имеют право назначить временное лицо предварительно, до момента нахождения постоянного опекуна. Предварительное лицо обязательно должно быть совершеннолетним и дееспособным.
В ст. 15 ФЗ 48 перечислены права и обязанности опекунов и попечителей. Согласно этой статье, их права и обязанности относятся к семейному законодательству РФ. Они считаются полноправными и законными представителями своих подопечных.
В специальных случаях, органы прописывают в договоре определенные действия и меры, которые может использовать попечитель для защиты интересов или на благо подопечного. Такие лица обязаны отчитываться о серьезных переменах перед органами, как смена места жительства и т. д.
Попечителям предоставляется любая медицинская, юридическая, социальная или педагогическая помощь.
Согласно 20 статье, имущество подопечного не подлежит отчуждению, однако существуют исключения:
- Принудительное взыскание на законных основаниях;
- Отчуждение недвижимости в интересах владельца;
- Отчуждение имущества или недвижимости по договору ренты, но только в случаях выгоды подопечного;
- Отчуждение жилой квартиры в случаях переезда;
- Отчуждение имущества или недвижимости по договору мены, но только в случаях выгоды подопечного.
Чтобы осуществить отчуждение любого имущества, принадлежащего подопечному, нужно получить специальное разрешение от органов опеки и попечительства. Лицо, совершившее отчуждение без разрешения будет нести ответственность согласно статье 21 настоящего закона.
В статье 25 описана отчетность кураторов перед органами. Ежегодно 1 февраля опекун предоставляет в органы отчет о произошедших чрезвычайных ситуациях, о распределении и хранении имущества подопечного.
В предоставляемом отчете обязательна информация о хранении имущества, о доходах и расходах при отчуждении, приобретении нового имущества. К отчету прилагается сопутствующая документация в виде чеков, квитанций и бланков. Отчет подписывается руководителем органов попечительства.
Все отчеты хранятся в личном деле подопечного, при изменениях руководитель органов вносит измененную информацию в личное дело.
Согласно 29 статье опека прекращается в случаях:
- Смерти одной из сторон;
- Оформленных в статье 40 ГК РФ;
- Освобождения от обязанностей опекуна;
- Когда в акте о попечительстве окончился срок.
Опекуны могут быть освобождены от своих обязанностей по собственной инициативе. Органы могут отстранить опекуна только если он некачественно выполняет свои обязанности, нарушает закон, нарушает права подопечного.
Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 35-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала» Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 107-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» и статью 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 220-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» в части защиты интересов несовершеннолетнего ребенка» Изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» Федеральный закон о внесении изменения в статью 20 ФЗ «Об опеке и попечительстве» Внесение изменения в статью 6 ФЗ «Об опеке и попечительстве»
Принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года
Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.
2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;
2) попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;
3) подопечный — гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;
4) недееспособный гражданин — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;
5) не полностью дееспособный гражданин — несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства
1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.
Существует несколько факторов, относительно которых специалист данной структуры выносит окончательное решение. Речь идет о следующих нюансах:
- Наличие у претендента навыков общения с детьми и требующихся знаний по воспитанию. Для этого может потребоваться прохождение соответствующих курсов, на которых кандидат будет обучаться необходимым навыкам.
- Наличие приемлемых жилищных условий и материальная обеспеченность. С этой целью комиссия осматривает место жительства кандидата и может побеседовать с соседями относительно его поведения в бытовых ситуациях.
- Черты характера опекуна. Во многом они определяются предоставленной характеристикой с места работы.
- Родство. Если представители сторон являются близкими или дальними родственниками (к примеру, бабушка и внук-дошкольник), то этот факт в значительной степени повлияет на вердикт органов опеки.
- Если ребенок достиг 10-летнего возраста, то при усыновлении учитывается его желание. Поэтому потенциальному опекуну следует познакомиться с учащимся и наладить с ним контакт. Согласие нужно и от пожилого человека, сохранившего дееспособность. Если же лицо было признано недееспособным в судебном порядке, то его разрешение не требуется.
- Взаимоотношения с конкретным ребенком. Представитель органов опеки должен убедиться в том, что опекун и опекаемый подходят друг другу. С этой целью проводится несколько встреч в присутствии специалиста. Даже после положительного решения органов опеки и переезда ребенка в новую семью, будет обеспечен контроль со стороны данной организации, чтобы убедиться в том, что для несовершеннолетнего созданы все необходимые условия.
На сегодняшний день не существует единого образца такой характеристики, потому заполнение ее придется осуществлять в произвольной форме. Для этого следует пользоваться общими правилами, предназначенными для написания официальных бумаг. Данный документ может быть напечатан или написан от руки, и должен включать в себя следующие разделы:
- Шапка. Здесь пишется полное название организации, в которой работает человек, его анкетные данные (должность и ФИО). Далее указывается наименование документа, дата выдачи и порядковый номер.
- Основная часть. В этом разделе присутствует текст характеристики, включая данные о сотруднике, а также описание его личностных качеств и профессиональных навыков. Этот пункт будет более подробно рассмотрен ниже.
- Заключение. Здесь указывается информация касательно того, для чего была написана характеристика, то есть в данном случае необходимо указать органы опеки и попечительства. Возможен и общий вариант: «для предъявления по месту требования».
Характеристика с места работы для органов опеки и попечительства
Написание данного документа входит в обязанности сотрудника отдела кадров того предприятия, на котором работает кандидат в приемные родители. В маленьких фирмах, где отсутствует кадровая служба, эти действия выполняет непосредственный руководитель или же уполномоченное им лицо. В последнем случае характеристика обязательно должна быть прочитана и подписана директором предприятия, а также заверена печатью организации.
Обычно характеристика составляется в двух экземплярах: первый остается в архиве компании, а второй выдается на руки тому гражданину, который делал официальный запрос. Оба варианта имеют равную юридическую силу. В некоторых случаях инициатором написания документа выступают органы опеки, и тогда он отправляется в одно из отделений данной службы.
Правила передачи детей-сирот в семьи россиян
В соответствии со статьями 6, 8, 10, 14, 16, 24 и 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и статьей 152 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;
Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;
Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;
Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;
Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных;
форму отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 829 «О приемной семье» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 31, ст. 3721);
пункт 21 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560);
пункт 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 34, ст. 3926).
Председатель Правительства Российской Федерации
В. ПутинПравила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах
1. Настоящие Правила устанавливают порядок подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее — граждане, выразившие желание стать опекунами), и перечень документов, представляемых ими в целях назначения их опекунами или попечителями (далее — опекуны) несовершеннолетних граждан, а также сроки рассмотрения таких документов органами опеки и попечительства.
2. Подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются органами опеки и попечительства.
Подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, может также проводиться образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющими указанные полномочия органов опеки и попечительства.
3. Орган опеки и попечительства через средства массовой информации информирует граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, о возможности стать опекунами и ведет прием граждан, выразивших желание стать опекунами.
На территории РФ, ребёнком признаётся гражданское лицо, не достигшее 18 лет и находящееся на обеспечении родителей, официальных представителей (опекунов, попечителей) или государства.
Согласно ФЗ №124, несовершеннолетний приобретает права с рождения. Контроль и защита прав детей осуществляется региональными властями.
В соответствии с действующим законодательным актом, ребёнок вправе:
- получить при рождении имя, фамилию и отчество;
- проживать совместно с родителями, получать заботу, воспитание и образование;
- быть защищённым. Представительство интересов ребёнка возлагается на родителей или официальных опекунов, согласно Конституции РФ;
- быть защищенным от психического и физического воздействия со стороны родителей и третьих лиц;
- свободно выражать собственные мысли;
- иметь доступ к необходимой информации;
- рассчитывать на личное пространство и неприкосновенность;
- получить достойный уровень жизни (обеспечиваться родителями до 18 лет);
- получить бесплатную медицинскую помощь;
- получить образование всестороннего развития;
- право на отдых и развлечения, которые соответствуют возрасту.
Настоящий Федеральный закон устанавливает гарантию прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых и социально-экономических условий для жизнедеятельности несовершеннолетних.
Согласно ФЗ №124, обязанности закреплены за каждым гражданином своей страны. Главным законодательным актом, который гарантирует защиту интересов ребенка в России, является Федеральный закон №124 от 24 июля 1998 г. Помимо этого, государство несет ответственность за обеспечение:
- информационной защиты (оберегает от информации, которая каким-либо образом может негативно повлиять на нравственное развитие и психическое здоровье несовершеннолетнего);
- борьбы с незаконной эксплуатацией детского труда (в частности тех детей, которые лишены родительской опеки).
Ответственными за контроль и профилактику правонарушений назначены органы Опеки и попечительства, а также соцработники.
Защита несовершеннолетнего от информации, которая может нанести вред его развитию и морально — нравственным принципам, осуществляется в следующем порядке:
- запрет на предоставление информации (трансляции в СМИ):
- агитационной;
- сексуальной;
- развращающей и растлевающей;
- террористической;
- другой информации, которая по тем или иным причинам, негативно влияет на духовно-нравственное развитие несовершеннолетних, не давая возможности адаптироваться к взрослой жизни.
Для защиты граждан, законом установлен ряд требований к отбору и классификации информации:
- ограничение в возрасте при трансляции фильмов, видео, фотографий и других материалов порнографического и террористического характера;
- оповещение родителей о негативном воздействии подобной информации на психику детей;
- организация встреч с соцработниками, которые разъясняют процессы деградации личности детям в школе.
Существуют специальные мероприятия, проводимые уполномоченными органами исполнительной власти, с целью профилактики детского насилия и агрессии, при помощи внедрения в образование компьютерных и интеллектуальных игр. Также нуждающимся предоставляется психологическая, педагогическая и медицинская помощь согласно ФЗ №124.
Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ
Статья 2
— Статья утратила силу — Закон НСО от 10.12.2013 N 411-ОЗСтатья 3
— Статья утратила силу — Закон НСО от 28.03.2017 N 148-ОЗСтатья 4
— Статья утратила силу — Закон НСО от 28.03.2017 N 148-ОЗСтатья 6
— Статья утратила силу — Закон НСО от 10.12.2013 N 411-ОЗ124 ФЗ об основных гарантиях прав ребенка в РФ
- Решение Верховного суда: Определение N 4-КГ13-36, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Одной из форм обеспечения и защиты интересов несовершеннолетних детей является установление при необходимости над ними опеки или попечительства. В соответствии с п. 1 ст. 31 Гражданского кодекса Российской Федерации опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания…
- Решение Верховного суда: Определение N 91-Г09-2, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Согласно статье 31 Гражданского кодекса РФ опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются для защиты их прав и интересов, а также в целях воспитания…
- Решение Верховного суда: Определение N 18-КГ13-85, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Одной из форм обеспечения и защиты интересов несовершеннолетних детей является установление при необходимости над ними опеки или попечительства. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Гражданского кодекса Российской Федерации опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания…
- выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
- обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
- установление опеки или попечительства;
- осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
- освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
- выдача разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;
- представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
- подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание;
- проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей;
- оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.
Проблема развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается одной из приоритетных в области реализуемой социальной политики. Одной из форм решения проблемы являются комплексные мероприятия по информационному обеспечению граждан по вопросам деинституциализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках реализации проекта «Поддержка проектов по пропаганде различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в течение 2013 года по заказу Минобрнауки Центром развития социальных проектов был создан документальный фильм социальной направленности по вопросам семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 1 января 2015 года внесены изменения в Закон Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» от 9 ноября 2011 года № 728-132, в соответствии с которым устанавливается дополнительная мера социальной поддержки при передаче ребенка в семью на усыновление (удочерение) в виде единовременного пособия, которое составляет 100 тысяч рублей на каждого ребенка.
По вопросам получения дополнительной меры социальной поддержки необходимо обращаться в Многофункциональный центр Центрального района Санкт-Петербурга
по адресам: Невский пр., д.174; ул. Чайковского, д.24.
Гражданам, которые по состоянию здоровья не могут работать, самостоятельно ухаживать за собой и вести быт, как правило, кто-то помогает. За осуществление такой помощи ПФР устанавливает компенсационную выплату ухаживающему лицу. Устанавливается она неработающему трудоспособному гражданину, который ухаживает за нуждающимся в помощи, независимо от факта их совместного проживания и от того, являются ли они членами одной семьи. К таким относятся:
- Инвалиды 1 группы;
- Престарелые граждане, достигшие возраста 80 лет;
- Престарелые граждане, нуждающиеся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе.
Документы необходимые для оформления выплаты:
- Документы удостоверяющие личность;
- СНИЛС;
- Трудовые книжки (при наличии)
- Справка с ЦЗН (биржа труда) о том, что ухаживающий гражданин не состоит на учете;
- Справка с ТО ПФР о неназначении пенсии лицу осуществляющему уход.
Важно! Лицом, осуществляющим уход, может быть школьник или студент с 15 лет, либо с 14 лет при письменном разрешении органов опеки и попечительства и согласии одного из родителей. Для этого необходимо предоставить дополнительно справку с образовательного учреждения.
Компенсационная выплата назначается с 1 числа месяца в котором было обращение за ней, но не ранее возникновения права на нее.
Размер выплаты составляет 1200 рублей, перечисление происходит вместе с пенсией нетрудоспособного гражданина.
Внимание! Компенсационная выплата шире, чем просто денежные выплаты. Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за пенсионером, засчитывается ему в страховой стаж. За каждый год такого ухода трудоспособному гражданину начисляются пенсионные баллы (1,8 балла), от количества которых зависит размер будущей пенсии.
Эти меры введены для тех, кто по причине ухода за нуждающимся человеком не может работать и, следовательно, формировать страховую пенсию.
Выплата производится в течение периода ухода за пенсионером или до наступления обстоятельств, влекущих прекращение выплаты, а именно:
- фактического прекращения ухода;
- смерть, признание безвестно отсутствующим или умершим одного из лиц;
- прекращение выплаты пенсии;
- трудоустройство;
- назначение ухаживающему лицу пенсии и иных соц.выплат;
- помещение пенсионера в организацию социального обслуживания;
- снятие или изменение группы инвалидности.
- страница1
Ниже предоставлен перечень необходимых документов для получения согласия на операцию с продажей недвижимости. Точно такой же список следует собрать, если подлежит не только продаже, но и обмену, сдаче в аренду.
- Заявление от родителей или опекунов. Следует заметить, что присутствие родителей обязательно.
- Заявление ребенка, если ему исполнилось четырнадцать лет.
- Свидетельство о рождении подростка и паспорта обоих родителей (опекунов).
- Документы, которые подтверждают все права на владения всеми помещениями, которые должны быть задействованы в операции купли-продажи.
- Оценка имущества из БТИ на недвижимость.
- Кадастровый план на недвижимость.
- Выписки из домовой книги (подлинник), копии лиц. Счетов или ЕЖД (единый жилищный документ).
- Документы о коммунальных долгах или их отсутствии.
- При подписании заявления должен в обязательном порядке быть свидетель этого (один или несколько).
Для того чтобы иметь согласие на осуществление сделки с квартирой, с частью малолетнего ребенка, предоставляется полный пакет документации. Документы предоставлены в оригинале, копии предоставляются в месте с ними.
Сроки предоставления разрешения – полный месяц, со дня написания заявления. Быстрое оформление по нижеуказанным причинам не рассматривается.
- проходят сроки документов, которые в дальнейшем будут рассматриваться;
- подходит к концу срок внесенного задатка или залога за недвижимость;
- устные договора среди участников процесса получения решения.
Все надлежащие документы, которые следует сдавать для принятия решения, не должны быть с неправильной датой выдачи. В список документов вносятся правки и изменения, учитывая характер предполагаемой сделки.
ФЗ-124 описывает основные права ребенка в России. Такой жизненный этап, как «детство», должен быть защищен государством. Ребенком считается любое лицо младше 18 лет, т. е. несовершеннолетний.
В законопроекте описана также особая категория несовершеннолетних, которая особо остро нуждается в поддержке государства — дети-инвалиды, сироты, потерпевшие в результате бедствий и аварий, жертвы насилия и т. д.
Ребенку с момента появления на свет относятся и обеспечиваются государством права и свободы гражданина.
Статьи с 10 по 14 закона о правах несовершеннолетних рассказывают об отдельных правах ребенка — право на охрану здоровья при помощи лечебных и профилактических процедур, льготы для несовершеннолетних при совмещении работы и учебы, охрана ребенка от вредной информации и агитаций, которые потенциально могут нанести вред нравственному развитию и здоровью несовершеннолетних. Закон «О правах ребенка» также предполагает формирование специальных социальных служб, которые призваны защищать потребности маленьких граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.
Закон РФ №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» в последней редакции можно скачать по следующей ссылке.
Данный законопроект призван защитить интересы самой уязвленной категории граждан. Однако, в нынешних реалиях положение дел оставляет желать лучшего и потребность улучшения законодательства в данной области очевидна. В какой мере закон ФЗ-124 даст возможность достичь декларируемых в нем целей, в значительной степени зависит от его качества.
Законодательство РФ признает детство важным этапом в жизни человека, когда формируется нравственность взглядов, творческие способности, общественная значимость, любовь к Родине и др. В обязанности родителей входит подготовка ребенка к самостоятельной жизни. Государство, в свою очередь, должно обеспечить достойный уровень жизни.
Для защиты прав и интересов несовершеннолетних, а также контроля над воспитанием личности, был принят Федеральный закон №124 «О правах ребенка».
Статья 31 ГК РФ. Опека и попечительство (действующая редакция)
Полномочия несовершеннолетних граждан РФ:
- Конституция РФ;
- Гражданский и Семейный кодексы;
- Основы прав РФ об охране здоровья;
- ФЗ об образовании;
- Закон об основных гарантиях прав ребёнка;
- Закон о защите сирот и детей, оставшихся без попечительства взрослых;
- Закон о социальной защите инвалидов (до совершеннолетия) и др.
Основным нормативно-правовым документом, который обеспечивает защиту прав и законных интересов ребёнка, является ФЗ №124.
Впервые, Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка» 3 июля 1998 года. Совет РФ одобрил его на законодательном уровне, опираясь на основы Конституции РФ и защиту прав и интересов несовершеннолетних.
По прошествии десятилетия, произошел ряд важнейших изменений в законе. Впервые — 20 июля 1999 года, последние поправки — 28 декабря 2016 года.
Нормативные акты законодательства регламентируют основные права и интересы ребёнка, в целях создания благоприятных условий для жизни.
ФЗ №124 состоит из 5 глав:
- гл. №1 — основные положения закона;
- гл. №2 — основные гарантии прав ребенка в РФ;
- гл. №3 — координационные основы прав и обязанностей несовершеннолетнего;
- гл. №4 — гарантии исполнения ФЗ;
- гл. №5 — заключительные основы.
цель созданной общегосударственной политики направлена на решение таких задач, как:
- установление минимальных общественных стандартов для улучшения показателей качества жизни;
- создание мер по защите прав несовершеннолетних в сфере образования, воспитания, труда и отдыха;
- недопущение ущемления прав ребёнка;
- установление запрета на эксплуатацию детского труда.
Службы регионального самоуправления призваны внедрить законодательные нормы в жизнедеятельность населения, а также осуществлять строгий контроль за их исполнением.
Последние правки в закон вносились в статьи №13 и 14. Согласно редакции от 2.12.2013 статьи №13 ФЗ №124, защита интересов и прав несовершеннолетних при формировании общественной инфраструктуры для детей, обеспечивает федеральная служба исполнительного самоуправления.
На территории РФ, ребёнком признаётся гражданское лицо, не достигшее 18 лет и находящееся на обеспечении родителей, официальных представителей (опекунов, попечителей) или государства.
Согласно ФЗ №124, несовершеннолетний приобретает права с рождения. Контроль и защита прав детей осуществляется региональными властями.
В соответствии с действующим законодательным актом, ребёнок вправе:
- получить при рождении имя, фамилию и отчество;
- проживать совместно с родителями, получать заботу, воспитание и образование;
- быть защищённым. Представительство интересов ребёнка возлагается на родителей или официальных опекунов, согласно Конституции РФ;
- быть защищенным от психического и физического воздействия со стороны родителей и третьих лиц;
- свободно выражать собственные мысли;
- иметь доступ к необходимой информации;
- рассчитывать на личное пространство и неприкосновенность;
- получить достойный уровень жизни (обеспечиваться родителями до 18 лет);
- получить бесплатную медицинскую помощь;
- получить образование всестороннего развития;
- право на отдых и развлечения, которые соответствуют возрасту.
Настоящий Федеральный закон устанавливает гарантию прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых и социально-экономических условий для жизнедеятельности несовершеннолетних.
Согласно ФЗ №124, обязанности закреплены за каждым гражданином своей страны. Главным законодательным актом, который гарантирует защиту интересов ребенка в России, является Федеральный закон №124 от 24 июля 1998 г. Помимо этого, государство несет ответственность за обеспечение:
- информационной защиты (оберегает от информации, которая каким-либо образом может негативно повлиять на нравственное развитие и психическое здоровье несовершеннолетнего);
- борьбы с незаконной эксплуатацией детского труда (в частности тех детей, которые лишены родительской опеки).
Ответственными за контроль и профилактику правонарушений назначены органы Опеки и попечительства, а также соцработники.
Последние изменения в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав несовершеннолетнего в Российской Федерации» вносились госдумой 28 декабря 2016 года.
На основании предложенных законопроектов, были согласованы поправки касательно отдыха и оздоровления детей.
В статье №12 в последней редакции, описывается порядок разработки и внедрения новых объектов для полноценного отдыха, а также реабилитации детей инвалидов.
Глобальные изменения настоящего закона коснулись статьи №14. Последняя редакция ФЗ от 1 сентября 2012 года гласит: пункт 1 дополнен актуальной информацией о защите от религиозного неравенства и информации порнографического характера. Рассмотрим подробнее.
Защита несовершеннолетнего от информации, которая может нанести вред его развитию и морально — нравственным принципам, осуществляется в следующем порядке:
- запрет на предоставление информации (трансляции в СМИ):
- агитационной;
- сексуальной;
- развращающей и растлевающей;
- террористической;
- другой информации, которая по тем или иным причинам, негативно влияет на духовно-нравственное развитие несовершеннолетних, не давая возможности адаптироваться к взрослой жизни.
Для защиты граждан, законом установлен ряд требований к отбору и классификации информации:
- ограничение в возрасте при трансляции фильмов, видео, фотографий и других материалов порнографического и террористического характера;
- оповещение родителей о негативном воздействии подобной информации на психику детей;
- организация встреч с соцработниками, которые разъясняют процессы деградации личности детям в школе.
Существуют специальные мероприятия, проводимые уполномоченными органами исполнительной власти, с целью профилактики детского насилия и агрессии, при помощи внедрения в образование компьютерных и интеллектуальных игр. Также нуждающимся предоставляется психологическая, педагогическая и медицинская помощь согласно ФЗ №124.
Говоря об опеке, нельзя не учитывать, что речь идет о замене родителей либо когда их нет вовсе, либо когда они превращают своих детей в социальных сирот. Иначе говоря, имеются в виду эрзац-родители, что не совсем так Нечаева А.М. Семейно-правовой статус опекуна (попечителя) над несовершеннолетними // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 25 — 31.. Ребенку предстоит заменить того, кто почему-либо (из-за смерти, признания безвестно отсутствующим, вынужденным на длительное время расстаться со своими детьми) отсутствует, либо того, общение с кем стало для ребенка опасным. Отсюда следует, как важно подобрать в качестве опекуна лицо, способное восполнить имеющую место утрату. Вот почему Семейный кодекс РФ обращает внимание на человеческие качества потенциального опекуна, что нашло свое отражение в п. 2 ст. 146 СК, где сказано: «При назначении опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка». Другими словами, закон требует от будущего опекуна соответствия целей совокупности фактов, от которых напрямую зависит успешность передачи опекуну под опеку несовершеннолетнего любого возраста. К сожалению, столь тщательное изучение, анализ перечисленных требований на практике — редкость. Обычно имеет место поверхностное, к тому же нередко субъективное исследование всех перечисленных требований семейного законодательства, особенно там, где приходится обращать внимание на способность гражданина заменить отсутствующего родителя.
1. Нормы данной статьи, определяющие ответственность законных представителей за вред, причиненный их малолетними детьми, являются традиционными для российского законодательства. Так, например, в ст. ст. 653, 654 Свода законов Российской империи предусматривалось, что родители и опекуны как лица, обязанные надзирать за состоящими на их попечении малолетними, должны отвечать за убытки, причиненные последними, все равно, будет ли это действие преступлением или нет. Как писал Г.Ф. Шершеневич, «их ответственность основывается на предполагаемой небрежности, на упущении в принятии необходимых и возможных мер предупреждения. Поэтому если родители или опекуны докажут, что не имели средств предупредить вредные действия малолетних или сумасшедших, то освобождаются от ответственности. Малолетний, действовавший по признанию суда с разумением, и несовершеннолетний во всяком случае отвечают сами своим имуществом за свои действия» <1>.
———————————
<1> Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Т. 2 // СПС «КонсультантПлюс».При этом границы возраста малолетних детей устанавливались по-разному. Так, в силу ст. 213 Законов гражданских в «несовершеннолетии полагалось три возраста»: малолетними признавались дети в возрасте от рождения до 14 лет и от 14 до 17 лет. Статья 405 ГК РСФСР 1922 г. устанавливала, что за действия недееспособных, в том числе малолетних до 14 лет, несут ответственность лица, обязанные нести за ними надзор. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» <1> на родителей и опекунов возлагалась ответственность за действия их детей, причинившие материальный ущерб.
———————————
<1> Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1935. N 32. Ст. 252.С 1964 г. до вступления в силу части первой ГК РФ возраст несовершеннолетних, за вред которых отвечали родители или опекуны, определялся границей в 15 лет. Согласно ст. 450 ГК РСФСР 1964 г. за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 15 лет, отвечают его родители или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине. Если несовершеннолетний, не достигший 15 лет, причинил вред в то время, когда он состоял под надзором учебного заведения, воспитательного или лечебного учреждения, последние отвечают за этот вред, если не докажут, что вред возник не по их вине. Этими положениями ограничивалось определение ответственности по обязательствам из причинения вреда малолетними.
2. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает общее правило об ответственности законных представителей малолетнего. Данная норма конкретизирует положение п. 3 ст. 28 ГК РФ, согласно которому родители, усыновители или опекуны в соответствии с законом отвечают за вред, причиненный малолетними. Иные родственники, мачеха, отчим, фактические воспитатели не несут такой ответственности.
Родительская ответственность имеет в качестве основания кровное родство, которое определяется свидетельством о рождении ребенка. Данная ответственность возникает независимо от того, состоят ли родители ребенка в браке или ребенок родился вне брака либо брак расторгнут или признан недействительным, независимо от места жительства родителей и ребенка, способа установления отцовства (добровольного или принудительного). Родители, лишенные родительских прав, несут ответственность в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу (см. комментарий к ст. 1075 ГК).
Архив 01Сентябрь
2020- Состоявшиеся мероприятия
Архив
- Указ Главы Республики Северная Осетия-Алания от 19 августа 2020 года №242
- Указ Главы Республики Северная Осетия-Алания от 3 августа 2020 года №231
- Указ Главы Республики Северная Осетия-Алания от 17 июля 2020 года №214
В этом случае людям необходима опека родственника или третьего лица.
Психические заболевания не только приносят вред самому больному, но и могут стать опасными для окружающих людей.
Такой человек не в состоянии адекватно оценивать свое положение или принимать взвешенные решения, а потому нуждается в помощи специалистов и постоянном присмотре.
Обратите внимание: признание недееспособности может последовать только после судебного заседания.
Необходимо приготовить следующие документы:
заявление, в котором будет подробно указана просьба;
паспорта заявителя и больного;
медицинское заключение о наличии заболевания;
квитанцию об оплате госпошлины в размере 300 рублей.
(Образец заявления о признании человека нетрудоспособным можно скачать здесь)
После подачи заявления в течение 3 месяцев суд обязан принять решение о признании гражданина недееспособным.
Примите к сведению: если суд решит провести повторную экспертизу, дело может немного затянуться.
Он должен быть дееспособным и совершеннолетним, не иметь проблем со здоровьем и финансами, пройти необходимую подготовку.
Для этого необходимо предоставить в органы попечительства:
заявление и автобиографию, в которой нужно указать основные сведения;
справки с работы об уровне дохода, из полиции об отсутствии судимости, из больницы о физическом и психическом здоровье;
решение суда о признании опекаемого гражданина недееспособным;
согласие родственников подопечного на кандидатуру и согласие семьи опекуна на совместное проживание, если такое требуется;
документы, подтверждающие право собственности недееспособного гражданина на принадлежащее ему имущество – опекун может распоряжаться имуществом в интересах подопечного, но не может присваивать его себе.
Могут потребоваться и другие документы, например, выписки с лицевого счета или характеристики, если у сотрудников органа опеки имеются определенные подозрения.
Стоит отметить: оформить опекунство могут как родственники недееспособного гражданина, так и посторонние лица, которых подбирают в органах попечительства.
Похожие записи: